Самодельная лодка из пенопласта: пошаговая инструкция

Самодельная лодка из пенопласта. Как сделать лодку из пенопласта


Пенопластовая лодка «Гамма» на плаву.

Обычно судостроители-любители при знакомстве с каким-либо новым материалом оценивают его прежде всего с точки зрения применимости для постройки лодки. Пенопласт не был исключением. Его сразу же начали использовать в качестве изоляции, для обеспечения непотопляемости, при постройке стеклопластиковых судов — для изготовления узлов набора. А вот в качестве основного конструкционного материала пенопласт почему-то не применяют, хотя, на мой взгляд, малые лодки-челноки и тузики делать из него можно и нужно.

Напомню основные преимущества пенопласта перед «традиционными» материалами, обычно применяемыми для постройки таких лодок (не будем говорить о термопластах, которых пока нет). Пенопласт легок, обладает достаточной прочностью, высокими теплоизоляционными качествами, неплохо режется и пилится (пенопласты типа ПС-1 и ПСБС отлично режутся нихромовой струной, нагретой при подключении к ней электрического тока), хорошо склеивается. С другой стороны, изгибать пенопласт нельзя.

Для проверки возможностей пенопласта марки ПС-1 я сделал из него безнаборную непотопляемую весельную лодку «Гамма», которая при весе около 20 кг имеет грузоподъемность 120 кг и довольно удобна в эксплуатации, особенно при выездах на рыбалку на легковом автомобиле.

Основные размерения лодки из пенопласта
Длина наибольшая, м2,60
Ширина по планширю, м1,05
Ширина по днищу, м0,78
Высота борта на миделе, м0,38
Высота борта в оконечностях, м0,40

При проектировании самым трудным делом оказался выбор формы корпуса: из плоских элементов надо было сделать ходкое, легкое в изготовлении и удобное суденышко.

В конце концов, получилась лодка из пенопласта с транцевым носом и кормой, килеватой носовой частью, наклонными (с развалом) бортами и плоским днищем, несколько приподнятым к корме (здесь установлен кормовой киль-плавник).

Теоретический чертеж корпуса лодки из пенопласта

Раскрой деталей лодки из пенопласта

увеличить, 1248х2642, 326 КБ
I — кормовой транец; II — кормовая часть борта (2 шт.); III — кормовая часть днища; IV — борт (2 шт.); V — днище; VI — носовая часть борта (2 шт.); VII — скуловой лист (2 шт.); VIII — носовой транец.

Отдельные плоские детали толщиной 30 мм после склеивания образуют монолитную конструкцию. Транцы выполнены из листа вдвое большей толщины и плавно скошены по контуру. Стыкующиеся кромки соединяемых деталей срезаны на угол, как показано на эскизе лодки. Это дает увеличение площади склеивания по соединениям и несколько упрощает раскрой листов, так как отпадает необходимость делать пересчет размеров на толщину притыкающейся детали.

Постройку лодки из пенопласта можно разделить на три этапа: раскрой листов — изготовление деталей корпуса; подгонку деталей по стыкам — сборку; склеивание и окончательную отделку.


Схема углового соединения деталей.

Для более эффективного использования материала при раскрое листов рекомендую предварительно из плотной бумаги вырезать выкройки-шаблоны. После вырезки всех деталей по соединяемым кромкам надо срезать угол — снять фаску на величину n (см. эскиз выше), которая в зависимости от центрального угла а и толщины листа 6 определяется по формуле:

Если у вас нет уверенности в прямолинейности кромок, срезать «на угол» следует только одну из них; притыкающуюся к ней кромку придется подгонять при сборке.

Для удобства подгонки и сборки лучше всего изготовить стапель из пяти пар «поперечных» и двух пар «продольных» стоек-кильблоков, фиксирующих положение деталей днища и бортов, а также носового и кормового транцев.


Склеенный корпус на стапеле.

Склеивание можно производить любым клеем, рекомендуемым для пенопласта. Я применял эпоксидный клей на основе смолы ЭД-5. После того как клей полностью встал, прострогал свободную кромку борта и наложил на нее по всему периметру корпуса деревянный буртик — дубовую планку на клею и шурупах. Для надежности по всем углам и стыковым соединениям на уровне верхней кромки борта снаружи наложил продольные планки из сплава АМг (полоса 1,5X20 длиной по 130 мм на сторону от оси стыка). Такой же полоской оковал и кормовой плавник, поставленный на днище.

После шпаклевки и зачистки корпус снаружи и изнутри был покрыт нитроэмалью. Такой защиты оказалось практически достаточно, поэтому вполне можно обойтись без оклейки пенопласта стеклотканью и т. п.

Съемные банки, которые служат одновременно и поперечными связями, распирающими борта, на «Гамме» сделаны деревянными. Они получатся легче, если и их вырезать из пенопласта, пустив по краям подкрепляющие деревянные рейки. Банки навешены на борта при помощи обойм — захватов, согнутых из обрезков сплава АМг. Руль навешивается на штыри, поставленные на кормовом транце.

Уже начав испытания «Гаммы», я все еще сомневался в правильности выбора материала, опасаясь за прочность пенопластового корпуса. Однако с каждым новым выходом я проникался все большим доверием к своей лодке. Плавания в самых различных условиях, перевозки и перетаскивание волоком, когда трудно исключить всевозможные удары, порой очень сильные, показали, что лодка прочна (даже, когда она не раскреплена банками) и надежна. А о непотопляемости и говорить нечего: утопить «Гамму» практически невозможно. Есть у пенопластовой лодочки и другие специфические достоинства. Полное отсутствие набора и каких-либо сланей помогает поддерживать внутри лодки чистоту. Благодаря хорошим теплоизоляционным качествам пенопласта в лодке можно расположиться прямо на днище; когда она вытащена на берег, в ней я и устраиваюсь на ночлег, не рискуя простудиться от земли.

Рекомендуя пенопласт для изготовления легких челноков-тузиков, хочу упомянуть и об одном его минусе: он боится огня! Другими словами, следует помнить, что близость костра может испортить вашу лодку; даже прикосновение зажженной сигареты подплавляет пенопласт.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

CUBE T8 Ultimate 4G, 3G планшет MTK8783, 8 ядер, 1300 мГц,

всего 124,99 USD

СТРОИТЕЛЬСВО ЛОДКИ ИЗ ЭКСТРУДИРОВАННОГО ПОЛИСТИРОЛА (ПЕНОПЛАСТА)

Приветствую Вас на страницах нашего сайта. В этом разделе я буду выкладывать фотографии и свои коментарии о строительстве небольшой лодки из экструдированного пенополистирола, или как говорят в народе – “из пенопласта”.

Технология изготовления из сэндвича известна давно и широко применяется в судо- и авиастроении. Вкратце ее суть состоит в том, что между двумя слоями основного, несущего нагрузку материала, находится промежуточный слой, который только разделяет основные внешние слои и почти не несет каких-либо нагрузок. На примере это можно рассмотреть следующим образом. Возьмем к примеру деревяную рейку и согнем ее. Наружные слои рейки подвергнутся деформации – один растянется, второй будет сжат. Нетрудно догадаться, что между сжатием и растяжением будет иметься место, где материал не подвеграется никаким нагрузкам, или они настолько малы, что ими можно пренебречь. А значит, что этот материал не имеет никакого значения в прочности конструкции и может быть заменен на другой, более легкий, материал. Таким образом при изготовлении сэндвич-обшивки для лодки, стеклопластик с обеих сторон конструкции несет основную нагрузку, а внутренний пенопластовый слой является разделительным слоем. Эта простая манипуляция придает такому материалу как пенопласт несравненно большую прочность. На фотографиях видно, что оклеив даже простой шариковый (не экструдированный полистирол) толщиной всего 20мм стеклотканью в 2 слоя, он способен выдержать громадную нагрузку.

Итак, идея построить легкую, удобную в переноске и транспортировке лодку, подкрепленная элементаными знаниями о сэндвич-технологии, подтолкнули меня приступить к изготовлению лодки. Для проекта была взята модель фанерной лодки “ДИНГИ-8” , которая имеет слегка увеличенные обводы швертбота “Оптимист”, к тому же имеет достаточную грузоподъемность (250 кг при осадке 15см, при высоте борта 40см) и великолепно идет под веслами, парусом или мотором. К тому же, под рукой имелся недостроеный корпус этой лодки , котрый и был использован как мастер-модель.

Для обшивки был использован экструдированный полистирол толщиной 30мм и размерами листа 600 х 1250мм . Материал был приобретен в строительном магазине. Конечно, этот материал менее прочный чем вспененный поливинилхлорид (ПХВ-1), но намного дешевле. Для примера скажу, что на всю лодку ушло 11 листов полистирола по цене 32 грн/лист (4 доллара за лист). Лист же вспененного поливинилхлорида импортного производства размером 2440 х 1220мм и толщиной 4 мм обойдется в 35-40 долларов . Хотя поливинилхрорид имеет одно весьма значительное достоинство – не боится растворителей, а значит для оклейки можно применять полиэфирную смолу, что в нашем случае с полистиролом имело бы плачевный результат – полистирол был бы расплавлен. Поэтому была применена эпоксидная смола для оклейки лодки стеклотканью, она же была применена и для склейки листов полистирола и лодки в целом.

Основными достоинствами экструдированного полистирола перед простым шариковым (вспененным полистиролом) является более высокая прочность и твердость, абсолютно не впитывает воду (0,1% против 30% по весу в вспененном полистироле), идеально обрабатывается наждачной бумагой, оставляя ровную поверхность (вспененный полистирол выкрашивается шариками, оставляя глубокие полости, которые должны быть заполнены перед оклейкой стеклотканью, иначе будут воздушные карманы).

Теперь расскажу о расчетном весе готовой лодки из экструдированного полистирола. Ее фанерный вариант в готовом виде тянет на 35-37 кг . Плотность экструдированного полистирола 30кг/м.куб . , что составляет 0,3кг/м.кв при толщине 1 см , и 0,9кг/м.кв при толщине 3 см . Листы экструдированного полистирола имеют размер 1250 х 600 мм или 0,75 м.кв . Умножив вес на площадь одного листа получаем 0,9кг/м.кв х 0,75м.кв = 0,675кг . Для строительства было использовано 11 листов и их общаяя масса равна 11 листов х 0,675кг/лист = 7,43 кг (округлим до 7,4кг ). Хотя реально вес будет меньшим, ведь 7,4кг это вес всего полистирола, не считая отходов (примерно 1 лист).

Читайте также:  Коробка для воблеров и блесен, как сделать двухсторонний ящик своими руками

Для оклейки была использована стеклоткань удельной плотностью 300гр/м.кв . Затраты этого материала составили 16м.п ., что в весовом эквиваленте составляет 0,3 х 16 = 4,8 кг . Для оклейки стеклотканью была использована эпоксидная смола CDA-HD, затраты которой составили 350 гр на 1 квадратный метр стеклоткани. В итоге было затрачено 0,35 х 16 = 5,6 кг.

Сложив массу полистирола, стеклоткани, эпоксидной смолы получаем в итоге 7,4 + 4,8 + 5,6 = 17,5кг. К этому нужно будет добавть вес краски (1кг) , привальные брусья, банка (сидение). Примерно должно выйти 20-22кг . Думаю, что стоит упомянуть о том, что эта лодка непотопляема, ведь на ее строительство ушло 0,247 м.куб пенопласта, и вся лодка представляет из себя спасательный круг объемом 240 литров. Поэтому даже полностью заполненная водой лодка будет держаться на воде и держать при этом 240 кг груза!

Испытание образца сэндвича. Матераиал – вспененный полистирол толщиной 2см + оклейка стеклотканью 200гр/м.кв в 2 слоя с обеих сторон.

Лодка из пенопласта “Пеноплекс45” и стеклосетки

#76 riv222

  • Капитан
  • 3 128 сообщений
    • Из: Riga

    я делал из этого:

    Плиты из пенополиуретана являются эффективным теплоизоляционным материалом для внутренней и внешней изоляции стен, полов, кровли, перекрытий зданий и сооружений, жилых и нежилых помещений, промышленных холодильников и автомобильных рефрижераторов. При использовании теплоизоляции из жесткого ППУ толщина стен возводимых зданий и сооружений существенно уменьшается, тем самым значительно сокращается расход дорогостоящих строительных материалов.

    Жесткий пенополиуретан является высокотехнологичным теплогидроизоляционным материалом, он не гниет, на нем не растет грибок, стоек к воздействию химических сред и атмосферных осадков, долговечен. Изделия из жестких пенополиуретанов легко поддаются механической обработки, их можно пилить, резать, сверлить. При демонтаже их можно повторно использовать по своему прямому назначению.

    Физико-механические характеристики плит из ППУ:

    Плотность, кг/м 3 , не менее 55 – 60 Разрушающее напряжение при сжатии, кПа, не менее 200 Разрушающее напряжение при изгибе, кПа, не менее 300 Температура размягчения по Вика при нагрузке 10Н, °С, не ниже 120 Теплопроводность, Вт/м·°К, не более 0,028 Водопоглощение за 24 ч, %, не более 1,5

    #77 Шикунов Ю.И.

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 574 сообщений
    • Из: Кременчук

    Жесткий пенополиуретан является высокотехнологичным теплогидроизоляционным материалом, он не гниет, на нем не растет грибок, стоек к воздействию химических сред и атмосферных осадков, долговечен. Изделия из жестких пенополиуретанов легко поддаются механической обработки, их можно пилить, резать, сверлить. При демонтаже их можно повторно использовать по своему прямому назначению.

    А мыши любят пено.

    #78 riv222

  • Капитан
  • 3 128 сообщений
    • Из: Riga

    А мыши любят пено.

    Не всяко. В полистироле роються с удовольствием! В остальных не видал – не знаю.

    #79 Милюков Владимир Александрович

    Я теперича не тот што давеча.

  • Мастер
  • 2 266 сообщений
    • Из: Беломорск
    • Судно: швертбот(строится)
    • Название: нет

    Не всяко. В полистироле роються с удовольствием! В остальных не видал – не знаю.

    Они изоляцию проводов уважают.

    #80 rbt06

  • Капитан
  • 4 691 сообщений
    • Из: Люберцы
    • Судно: катер
    • Название: Тюлень

    Крысы,точно в них дырки делают для проходов.

    #81 Байанай

  • Основной экипаж
  • 44 сообщений
    • Из: Тикси
    • Судно: Грузовой тримаран
    • Название: Летучий Голландец

    riv222, знаете ли Вы, чем отличается обычный обыватель от ученных умов или военного? А тем, что обычный обыватель, не малую часть своей жизни, сначала учится ценить жизнь, а оставшуюся сожалеет о том, что родился.

    #82 riv222

  • Капитан
  • 3 128 сообщений
    • Из: Riga

    riv222, знаете ли Вы, чем отличается обычный обыватель от ученных умов или военного? А тем, что обычный обыватель, не малую часть своей жизни, сначала учится ценить жизнь, а оставшуюся сожалеет о том, что родился.

    Я,видите-ли не знаю,что такое Обычный обыватель.А сожалею,только о том,что сделал,а не о том чего не сделал.Но при этом имею дурацкую привычку,думать,прежде чем делать.

    #83 Гандвик

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 115 сообщений
    • Из: Архангельск
    • Судно: в проекте

    монтажная пена – не пенополиуретан случайно?

    По поводу пеноплекса- если маленькую лодочку то вполне нормальный результат. Имеется положительный опыт пеноплекс оклеивал 3 слоями т11-ГВС и К-153+Этал45М с обеих сторон. Но пеноплекс необходимо тщательно ошкуривать. Я применял металлическую щетку она удобнее шкурки.

    #84 Bro

  • Капитан
  • 1 616 сообщений
    • Из: Самара
    • Судно: пико
    • Название: лентяйчик

    Ни для кого не секрет, что в Тикси, до недавнего времени, базировался Космодром.

    А какой Космодром, до недавнего времени, базировался в Тикси? Расскажите, очень интересно.

    #85 Alex_vrn

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 734 сообщений
    • Из: Воронеж
    • Судно: картоп
    • Название: нет

    и не менее 8 слоев стеклоткани по внешке. Вот они то и решают все.

    а зачем тогда разделитель из пенника при таком количестве слоев стекла? Аварийная плавучесть?

    #86 lop

  • Инженер
  • 3 133 сообщений
    • Из: Колпино
    • Судно: парусная доска

    Я бы хотел обратить внимание всех подельщиков из ЭППС на следующее:

    1. Вы воспринимаетесь профи подельщиками из фанеры, как подельщики из детского сада и я не могу с ними не согласиться, изучая или просто смотря на некоторые конструкции и чаще – поплавки. Понятно, что не Физики и не судостроители, но не только Вы, но и сами эти профи мало пока понимают суть дела в жесткости Ваших ЭППС поплавков. Примите к сведению следующее:

    2. Нельзя или не рекомендую изготавливать дно и борта из листов ЭППС значимой ширины. Старайтесь делать конструкцию реечной, с шириной реек из ЭППС от 50 мм. – для мелких и до 100-200 мм. – для крупных судов. В чем здесь секрет:

    склеивая рейки между собой эпоксидным клеем-шпаклевкой Вы формируете дополнительные – скрытые от глаз ребра жесткости между полосками ЭППС. Они то и придадут дополнительную жесткость по всей площади бортов и по дну. Чем уже рейки, тем прочнее борт и дно, но только клейте между собой не пенкой из строительного магазина. Такая конструкция, сэндвич в двух плоскостях, будет покрепче фанерной обшивки на прогиб и изгиб. Это позволит делать лодочку или более крупный поплавок, без риска уйти сквозь дно и без дополнительных шпангоутов.

    На основании многочисленных экспериментов с изготовлением парусных досок могу сказать что эта гипотеза не подтвердилась. Ни на общую, ни на местную прочность конструкции количество полосок и материал, используемый для склеивания их между собой сколь-нибудь заметного влияния не оказывают. Равным образом не оказывает заметного влияния на ту и другую прочность количество иногда рекомендуемых дырочек-перфораций в сердечнике сэндвича. Один только гемор, что от полосок, что от дырочек.

    #87 Игорь К.

  • Капитан
  • 14 953 сообщений
    • Из: Челябинск

    Этот материал наверное найдёт своё применение в малом судостроение с очумелыми ручками.

    #88 Polyashov

  • Основной экипаж
  • 3 сообщений
    • Из: Ульяновск
    • Судно: самострой

    Ребят, если кому интересно, то вот мой опыт строительства из ЭППС

    Некоторое виде с “испытаниями композита”

    попытка утопить скарлупку

    ролик с покатушками

    можно было сделать лодку и легче, и весла подлиньше.

    например, сейчас открыл для себя шпатлевкеу солид с микросферой и плоскошлефовальную машинку макита

    не судите строго, но я уперся доделать и покататься.

    1. очень трудоемкий процесс

    2. лодка только под весла

    3. мелкие лодки нужно делать килеватые как Дикси (управляемость обратно пропорциональна к крену на нос)

    В целом лодочка меня устраивает, для прибрежной линии водохранилища и заливов самое ТО!

    С Уважением, Павел.

    #89 Алексей Малышев

  • Капитан
  • 2 799 сообщений
    • Из: Щёлково
    • Судно: швертбот 14 фут.
    • Название: ЛУКАШ

    Сообщение отредактировал Алексей Малышев: 06 марта 2014 – 16:30

    #90 Polyashov

  • Основной экипаж
  • 3 сообщений
    • Из: Ульяновск
    • Судно: самострой

    Полезный опыт. Только не понял, на сколько дороже фанерного варианта?

    в деньгах примерно на 20%; в трудоемкости, наверно, на все 200%

    #91 Qwazar

  • Капитан
  • 1 652 сообщений
    • Из: Qwazarya

    Будет ли держаться стекло на пеноплексе? Я клеил. отрывается без особых усилий.Правда я не шкурил поверхность.

    Штыри вообще не нужны.ПУР отлично клеит все эти пенопласты и заполняет неровности стыков.

    Из большого личного опыта изготовления пенопластовых сендвичей могу сказать, что:

    1. пенопласт шпаклюется эпоксидкой, не шпатлёвкой на базе эпоксидки, а именно эпоксидкой, цель – порозаполнение, шпателем втирается, дожидаешься когда пузырьки полопаются и ещё раз – до тех пор пока поры пенопласта не будут полностьб закрыты.

    2. стеклоткань – если нет вакуумного насоса, то лучший способ укладки “сухая по мокрому” – исключается появление пузырьков воздуха внутри ламината.

    3. штыри – абсолютно бесполезны.

    4. пенопласт обычно клею монтажной пеной, можно стягивать листы обычными саморезами по дереву, затем просто выкручивать их.

    При таком ламинате – при попытке оторвать слой ламината – рвётся только расщеплением пенопласта.

    #92 Qwazar

    Читайте также:  Стример на щуку. Какой выбрать? Как на него ловить?
  • Капитан
  • 1 652 сообщений
    • Из: Qwazarya

    Я бы хотел обратить внимание всех подельщиков из ЭППС на следующее:

    1. Вы воспринимаетесь профи подельщиками из фанеры, как подельщики из детского сада и я не могу с ними не согласиться, изучая или просто смотря на некоторые конструкции и чаще – поплавки. Понятно, что не Физики и не судостроители, но не только Вы, но и сами эти профи мало пока понимают суть дела в жесткости Ваших ЭППС поплавков. Примите к сведению следующее:

    2. Нельзя или не рекомендую изготавливать дно и борта из листов ЭППС значимой ширины. Старайтесь делать конструкцию реечной, с шириной реек из ЭППС от 50 мм. – для мелких и до 100-200 мм. – для крупных судов. В чем здесь секрет:

    склеивая рейки между собой эпоксидным клеем-шпаклевкой Вы формируете дополнительные – скрытые от глаз ребра жесткости между полосками ЭППС. Они то и придадут дополнительную жесткость по всей площади бортов и по дну. Чем уже рейки, тем прочнее борт и дно, но только клейте между собой не пенкой из строительного магазина. Такая конструкция, сэндвич в двух плоскостях, будет покрепче фанерной обшивки на прогиб и изгиб. Это позволит делать лодочку или более крупный поплавок, без риска уйти сквозь дно и без дополнительных шпангоутов.

    Ну на счёт силовой конструкции корпуса.

    1. Шпангоуты и стрингеры великолепно формуются совместно с внутренней оклейкой стеклоткани.

    2. Для этого просто наклеиваются полоски пенопласта сообразно расположению силовых элементов корпуса.

    3 Внутренние углы скругляются эпоксидными галтелями, внешние – шлифмашинкой.

    4. Шпаклюется внутреняя поверхность и оклеивается (первый слой рекомендую класть стекловуаль)

    Каноэ из пенопласта

    Каноэ – это легкие юркие лодочки, способные набирать приличную скорость они были изобретены индейцами Америки и Канады для охоты, рыбалки, походов по рекам, озерам, морям. Изначально каноэ делались из дерева и бересты. Современные модели изготавливаются из стеклопластика, полиэтилена, композитных материалов, ПВХ. Некоторые умельцы делают их из пенопласта своими руками.

    Преимущества сборки каноэ из пенопласта

    Любой любитель рыбной ловли и отдыха на воде желает иметь собственную лодку, но не всегда может ее приобрести. Отличный выход из положения в данном случае – самостоятельно собрать каноэ из пенопласта, являющимся недорогим, легким в обработке материалом. В итоге получаются удобные маломерные суда, обладающие небольшим весом и способные свободно миновать узкие, заболоченные, заросшие камышом места и мелководье. Их можно довозить до берега на легковых автомобилях и спокойно переносить по суше на руках.

    Пенопласт представляет собой застывшую вспененную массу, в состав которой входят полимеры. Воздух, находящийся между частицами материала, делает его непотопляемым. Это обеспечивает высокую плавучесть моделей. Пенопласт имеет хорошие теплоизоляционные свойства, что делает лодку универсальной, пригодной для использования в холодную погоду. Он отлично склеивается, однако при нагрузках может разрушиться, поэтому корпус самодельного каноэ должен иметь двойную обшивку из стеклоткани.

    Как собрать каноэ из пенопласта

    Самостоятельно собирать каноэ лучше в хорошо вентилируемом помещении. Плохие погодные условия на улице могут негативно повлиять на состояние материалов.

    Перед изготовлением каноэ из пенопласта следует разработать чертежи модели. Для этого сначала на бумаге чертят все составляющие, наносят их размеры. Важно точно передать форму деталей, так как по ним будут создаваться лекала. В чертежи нужно вписать полную длину и ширину каноэ. Чертить проект модели лучше в натуральную величину. Это поможет ускорить сборку и не допускать при ней ошибок.

    Потом чертежи с бумаги переносятся на фанеру и вычерчивают на ней детали каноэ – шпангоуты, штевни, киль и так далее. Возле них тоже указываются размеры. Шпангоуты при этом объединяются в две группы – носовую и кормовую.

    Чертежи на фанере создают, тщательно проверяя расположение линий внутренней и внешней обшивки, настила в корпусе. Если это кажется сложным, готовые чертежи для самодельного каноэ из пенопласта можно найти в интернете. Когда они будут готовы, приступают к изготовлению каркаса, который должен быть очень прочным. Пенопласт, заложенный между слоями стеклоткани, отвечает за устойчивость лодки. Его листы плотно приклеиваются друг к другу и крепятся на основе, состоящей из деревянных брусков. Они должны быть жесткими, максимально надежными.

    Основа собирается частями. Все ее составные детали скрепляются с помощью шурупов. Для повышения прочности каркаса, на шурупы можно установить металлические пластины. Ребра корпуса делаются из фанеры.

    Потом берут листы пенопласта, обладающие толщиной от пяти сантиметров до десяти сантиметров, наносят на них контуры имеющихся в чертежах деталей и вырезают с помощью острого инструмента, подходящего для обработки пенополистирола. Заготовки приклеиваются к деревянному каркасу и склеиваются между собой эпоксидной смолой. Листы пенопласта нельзя сгибать, поскольку они легко ломаются. Поэтому их угловые соединения делают так, чтобы они состояли из трех элементов.

    Когда корпус из пенопласта будет собран, приступают к изготовлению внутренней обшивки лодки. Она выполняет значение слоя, защищающего корпус от повреждений изнутри и не позволяющего пенопласту разрушиться от механических повреждений. Вместо стеклоткани в данном случае можно приобрести многослойную водостойкую фанеру.

    Сначала нужно старательно измерить площадь поверхности, предназначенной для внутренней обшивки. Это может быть днище и нижняя часть бортов. После того, как замеры готовы, их наносят на стеклоткань или фанеру, подходящим инструментом отрезают излишки материалов. Затем куски приклеивают к пенопласту, используя эпоксидный клей. При этом необходимо следить за тем, чтобы фанера вставала ровно и не прогибалась, иначе она повредит пенопласт.

    После того, как внутренняя обшивка будет постелена, приступают к изготовлению внешнего слоя. Он настилается так же, как и внутренняя обшивка, но при этом усиливается в особенно уязвимых для пробоин местах, в носовой и кормой части каноэ.

    Особенности самостоятельного изготовления каноэ из пенопласта

    При сборке лодки из пенопласта и стеклоткани сначала делают ее модель из фанеры, потом ее обклеивают листами полистирола. Специалисты рекомендуют вырезать заготовки под углом, чтобы они лучше склеивались между собой. Потом по периметру каноэ создают реечный каркас, из пенопласта вырезается днище модели, закрепляется на боках и торцевой части.

    После этого листами пенополистирола обклеиваются борта, наждачной бумагой зачищается поверхность каноэ. Затем настилается стекловолокно, которое на днище должно быть приклеено в два слоя.

    По бортам лодки крепятся привальные брусья. На них тоже укладывают стеклоткань. На днище с помощью шурупов монтируются стрингеры, и лодка отделывается эпоксидным грунтом. Все. Каноэ можно использовать.

    В целом, существует довольно много способов строительства лодки из пенопласта. Всегда можно выбрать самый удобный и не слишком трудозатратный метод, позволяющий быстро и без особых проблем получить готовую модель. Главное – сделать все старательно, аккуратно, и тогда каноэ прослужит много лет, доставляя своим владельцам большой удовольствие во время отдыха на воде.


    Каноэ из пенопласта

    Каноэ – это легкие юркие лодочки, способные набирать приличную скорость они были изобретены индейцами Америки и Канады для охоты, рыбалки, походов по рекам, озерам, морям. Изначально каноэ делались из дерева и бересты. Современные модели изготавливаются из стеклопластика, полиэтилена, композитных материалов, ПВХ. Некоторые умельцы делают их из пенопласта своими руками.

    Преимущества сборки каноэ из пенопласта

    Любой любитель рыбной ловли и отдыха на воде желает иметь собственную лодку, но не всегда может ее приобрести. Отличный выход из положения в данном случае – самостоятельно собрать каноэ из пенопласта, являющимся недорогим, легким в обработке материалом. В итоге получаются удобные маломерные суда, обладающие небольшим весом и способные свободно миновать узкие, заболоченные, заросшие камышом места и мелководье. Их можно довозить до берега на легковых автомобилях и спокойно переносить по суше на руках.

    Пенопласт представляет собой застывшую вспененную массу, в состав которой входят полимеры. Воздух, находящийся между частицами материала, делает его непотопляемым. Это обеспечивает высокую плавучесть моделей. Пенопласт имеет хорошие теплоизоляционные свойства, что делает лодку универсальной, пригодной для использования в холодную погоду. Он отлично склеивается, однако при нагрузках может разрушиться, поэтому корпус самодельного каноэ должен иметь двойную обшивку из стеклоткани.

    Как собрать каноэ из пенопласта

    Самостоятельно собирать каноэ лучше в хорошо вентилируемом помещении. Плохие погодные условия на улице могут негативно повлиять на состояние материалов.

    Перед изготовлением каноэ из пенопласта следует разработать чертежи модели. Для этого сначала на бумаге чертят все составляющие, наносят их размеры. Важно точно передать форму деталей, так как по ним будут создаваться лекала. В чертежи нужно вписать полную длину и ширину каноэ. Чертить проект модели лучше в натуральную величину. Это поможет ускорить сборку и не допускать при ней ошибок.

    Потом чертежи с бумаги переносятся на фанеру и вычерчивают на ней детали каноэ – шпангоуты, штевни, киль и так далее. Возле них тоже указываются размеры. Шпангоуты при этом объединяются в две группы – носовую и кормовую.

    Чертежи на фанере создают, тщательно проверяя расположение линий внутренней и внешней обшивки, настила в корпусе. Если это кажется сложным, готовые чертежи для самодельного каноэ из пенопласта можно найти в интернете. Когда они будут готовы, приступают к изготовлению каркаса, который должен быть очень прочным. Пенопласт, заложенный между слоями стеклоткани, отвечает за устойчивость лодки. Его листы плотно приклеиваются друг к другу и крепятся на основе, состоящей из деревянных брусков. Они должны быть жесткими, максимально надежными.

    Читайте также:  Ловля ротана на поплавок летом

    Основа собирается частями. Все ее составные детали скрепляются с помощью шурупов. Для повышения прочности каркаса, на шурупы можно установить металлические пластины. Ребра корпуса делаются из фанеры.

    Потом берут листы пенопласта, обладающие толщиной от пяти сантиметров до десяти сантиметров, наносят на них контуры имеющихся в чертежах деталей и вырезают с помощью острого инструмента, подходящего для обработки пенополистирола. Заготовки приклеиваются к деревянному каркасу и склеиваются между собой эпоксидной смолой. Листы пенопласта нельзя сгибать, поскольку они легко ломаются. Поэтому их угловые соединения делают так, чтобы они состояли из трех элементов.

    Когда корпус из пенопласта будет собран, приступают к изготовлению внутренней обшивки лодки. Она выполняет значение слоя, защищающего корпус от повреждений изнутри и не позволяющего пенопласту разрушиться от механических повреждений. Вместо стеклоткани в данном случае можно приобрести многослойную водостойкую фанеру.

    Сначала нужно старательно измерить площадь поверхности, предназначенной для внутренней обшивки. Это может быть днище и нижняя часть бортов. После того, как замеры готовы, их наносят на стеклоткань или фанеру, подходящим инструментом отрезают излишки материалов. Затем куски приклеивают к пенопласту, используя эпоксидный клей. При этом необходимо следить за тем, чтобы фанера вставала ровно и не прогибалась, иначе она повредит пенопласт.

    После того, как внутренняя обшивка будет постелена, приступают к изготовлению внешнего слоя. Он настилается так же, как и внутренняя обшивка, но при этом усиливается в особенно уязвимых для пробоин местах, в носовой и кормой части каноэ.

    Особенности самостоятельного изготовления каноэ из пенопласта

    При сборке лодки из пенопласта и стеклоткани сначала делают ее модель из фанеры, потом ее обклеивают листами полистирола. Специалисты рекомендуют вырезать заготовки под углом, чтобы они лучше склеивались между собой. Потом по периметру каноэ создают реечный каркас, из пенопласта вырезается днище модели, закрепляется на боках и торцевой части.

    После этого листами пенополистирола обклеиваются борта, наждачной бумагой зачищается поверхность каноэ. Затем настилается стекловолокно, которое на днище должно быть приклеено в два слоя.

    По бортам лодки крепятся привальные брусья. На них тоже укладывают стеклоткань. На днище с помощью шурупов монтируются стрингеры, и лодка отделывается эпоксидным грунтом. Все. Каноэ можно использовать.

    В целом, существует довольно много способов строительства лодки из пенопласта. Всегда можно выбрать самый удобный и не слишком трудозатратный метод, позволяющий быстро и без особых проблем получить готовую модель. Главное – сделать все старательно, аккуратно, и тогда каноэ прослужит много лет, доставляя своим владельцам большой удовольствие во время отдыха на воде.


    Строительство лодки своими руками — пошаговая инструкция

    Строительство лодки – проект, интересный каждому рыболову.

    Несмотря на то, что это долгий и нелегкий процесс, результат обычно приносит много радости от достигнутой цели.

    Сделать ее своими руками можно из разного материала и если вы загорелись идеей создания плавательного средства, подумайте, из чего оно будет сделано.

    Из какого материала сделать лодку?

    Материалом, для изготовления лодки, могут служить:

    • фанера;
    • металл;
    • пенопласт;
    • резина;
    • стеклопластик;
    • пластик;
    • пластиковые бутылки;
    • дерево и пр.

    Краткий обзор типов лодок

    Рассмотрим различные типы лодок и дадим сравнение материалов, из которых они изготовлены.

    Лодки из дерева

    В каждом регионе страны лодки изготавливают по своей технологии. Рыболовы пытаются приспособить свое плавательное средство под местные условия. Именно поэтому известно так много моделей.

    К недостаткам деревянных лодок можно отнести изменение линейных размеров древесины в поперечном сечении при малейших перепадах влажности. В итоге ширина лодки на воде будет увеличиваться, а после просушки – уменьшаться. Это грозит появлением трещин. Причем пропитка древесины водоотталкивающим составом не всегда поможет.

    Преимущество деревянных досок – их дешевизна, а также простота в эксплуатации.

    Лодки из фанеры

    У самодельных лодок из фанеры есть свои преимущества. К ним относятся: низкая стоимость изготовления, мобильность, простота конструкции, более легкий вес, по сравнению с деревянными лодками из дерева, легкий ремонт, высокая прочность.

    К сожалению, есть и недостатки. Среди них такие как: невозможность получения плавных форм лодки. Конструкция получается угловатой, а это наносит свой вред маневренности и движению лодки. Изогнуть фанеру не получится. Придется собирать сооружение из кусков.

    Металлическая лодка

    Несомненное преимущество данного вида материала перед другими – очень высокая прочность. А вот большой вес и трудность перемещения лодки по водоему относятся к недостаткам.

    Пластиковые лодки

    При правильном хранении и эксплуатации, лодки из такого материала прослужат долго. Но зато пластик хрупок. Поэтому его проломы – частая проблема.

    Лодки надувные из резины

    К сожалению, они очень неустойчивы на воде. При неправильном хранении – особенно в свернутом виде на морозе могут треснуть. При путешествиях на таких лодках необходимо брать с собой клей и заплатки, дабы вернуть их в боевое состояние.

    К преимуществам относятся: легкость в эксплуатации и малый вес.

    Лодки из пенопласта

    Пенопласт легок, хорошо сохраняет тепло, просто склеивается. Но он также легко ломается и режется. Поэтому желательно лодку из пенопласта облачать в дополнительный корпус.

    Лодка из пластиковых бутылок

    Такой тип лодки конструируется очень просто и на его реализацию практически не требуется денежных затрат. Единственное препятствие — необходимо большое количество бутылок. Где их найти – вопрос для личного обдумывания.

    Конструкция получается довольно прочной, несмотря на то, что бутылки легко мнутся.

    Строительство лодок можно превратить в собственный бизнес, или хобби. Главное не торопиться, поскольку процесс занимает много времени. Тогда результат получится, что надо.

    Изготовление лодки из дерева

    Материалы и инструменты

    • Панели из дуба размером 1*25 см;
    • Пила или ножовка;
    • Сосна, размером 1*25;
    • Болты (5 сантиметров);
    • Саморезы;
    • Дрель;
    • Молоток;
    • Дуб (диаметр 3/4);
    • «Пистолет» и качественный герметик;
    • Грунтовка водонепроницаемая;
    • Кисточка для покраски.

    Первый этап

    Возьмите 40-сантиметровые куски дуба, и сделайте в них прорези с двух сторон, чтобы вставить туда боковые борта. Расположите лодку диагонально. На обеих сторонах дерева сделайте надпилы, глубиной 1.5 см. Эта часть станет носом лодки.

    Второй этап

    Из дуба, размером 1х25 сантиметров сделайте корму. Нижнюю ее часть вырежьте, чтобы ширина в итоге составила 56 сантиметров внизу и 70 сантиметров вверху. Сама корма должна быть одинаковой ширины – 76 сантиметров, как снизу так и сверху.

    Третий этап

    Отрежьте часть сосны, размером 1х25 см. Она будет использоваться как крестообразная распорка, которая будет соединять низ и верх кормы. Длины отрезанного куска сосны должна быть не менее 76 сантиметров, чтобы он доставал до нижней и верхней частей кормы и находился с ними на едином уровне. Теперь кусок сосны, при помощи пятисантиметровых болтов присоедините к корме.

    Четвертый этап

    Отрежьте ровный кусок сосны, без каких-либо дефектов, размером 1х4 и сделайте из него основу. Боковые панели в длину должны быть не менее 1.5 метра, чтобы доставать до задней и передней части. Три перекрестных ребра вырежьте из сосны размером 1х10 см и присоедините болтами к боковым панелям таким образом, чтобы образовалось днище.

    Пятый этап

    Отпилите 6 кусков сосны. Размер каждого 1х10см., длина — 76 сантиметров. Закрепите их саморезами или другими шурупами на днище к концам поперечных брусов. Будьте внимательны. Постарайтесь сделать так, чтобы конец куска сосны, длиной 76 сантиметров был на одном уровне с концом поперечного куска на днище, а также был надежно закреплен шурупами по диагонали через вертикальный кусок — к поперечному. В результате боковые борта получат «поддержку».

    Шестой этап

    Прикрепите передний конец поперечных ребер, находящихся на днище, к носу лодки с передней стороны. Борт должен быть чуть-чуть изогнут, для вашей безопасности. Используйте шурупы 1.5 дюйма, чтобы прочно зафиксировать нижнее поперечное ребро судна к «клюву».

    Седьмой этап

    Аккуратно переверните каркас. К днищу прикрепите панели из дуба, размером 1х25 сантиметров. Воспользуйтесь пятисантиметровыми болтами для закрепления бортов к шпангоутам на днище. Присоедините края бортов друг к другу. Измерьте длину бортов и отрежьте ненужные куски, чтобы судно сужалось к «клюву».

    Восьмой этап

    Соедините дубовые панели шириной 1х25 дюймов и длиной 182 см. с бортами. Края плотно прижмите друг к другу. Разверните доски в сторону «носа» и присоедините шурупами. Остатки досок присоедините к боковым ребрам 5-сантиметровыми болтами. Делайте так до тех пор, пока обе части лодки не будут прочно соединены.

    Девятый этап

    Поместите сделанную корму на заднюю, открытую часть судна. Вдоль края задних панелей предварительно капните герметик. Он скрепит швы. Для лучшего эффекта прикрепите корму болтами.

    Десятый этап

    Кусок дуба прикрепите к верхнему краю судна снаружи от носа, и дальше — вокруг верхнего наружного края, до тех пор, пока край не будет полностью присоединен.

    Заключительный этап – гидроизоляция. На все стыки необходимо нанести водонепроницаемую грунтовку. Можно использовать краску, содержащую свинец. Следите за тем, чтобы грунтовка проникла как можно глубже между досками. Используйте ее несколько раз, чтобы образовался толстый слой. Подождите неделю, пока она засохнет, после можете спускать лодку на воду.

    Ссылка на основную публикацию