Как самостоятельно изготовить лодку для рыбалки

Как сделать лодку из досок своими руками

Покупка лодки – дело достаточно затратное. Именно поэтому многие задаются вопросом о том, как сделать самостоятельно свое маленькое и надежное судно. Процесс создания лодки не такой уж сложный, как может показаться на первый взгляд. Тем не менее он достаточно кропотлив и требует большого внимания к деталям.

Первым и самым важным этапом является определение, из чего будет сделано судно. Вариантов не так много, давайте их рассмотрим:

  • Ткань на основе резины. Конечный итог – надувная лодка.
  • Пластик.
  • Сталь.
  • Дерево.
  • Фанера.

Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки, которые сразу бросаются в глаза. Но сейчас речь пойдет о лодке, сделанной из дерева.

Определившись с материалом можно переходить к следующим стадиям планирования и подготовки.

Особенности изготовления

Особенностей действительно много, поэтому давайте их детально рассмотрим:

  1. Работа с деревом. Первая и главная особенность – умение работать с деревянными конструкциями и с деревом в частности. Нужно понимать, какие доски лучше всего выбрать, как их правильно изгибать, какие нагрузки может выдержать тот или иной материал. Перед началом работы лучше всего подготовится и почитать книги по работе с деревом. Найти их очень легко, они имеются в свободном доступе в сети Интернет.
  2. Выбор материалов для сборки. Помимо древесины необходимо сразу определиться с другими материалами, которые помогут скрепить лодку и защитить её от протекания. Они должны подходить для материала, который был выбран и хорошо с ним взаимодействовать.
  3. Место сборки. Для изготовления обязательно понадобится достаточно много места, а также времени. У профессионалов на изготовление и сборку может уйти от 4 до 10 дней, в зависимости от сложности. Новичку же понадобится в несколько раз больше времени. Именно поэтому важно выбрать сухое и удобное место.
  4. Инструменты. Для облегчения и ускорения процесса понадобится целый ряд инструментов (который рассмотрим позже). Помимо этого желательно иметь дополнительную пару рук на некоторых этапах сборки.

Это основные особенности, которые необходимо знать, но по ходу работы, вполне вероятно, придется столкнуться и с другими.

Чертеж лодки из досок для самостоятельного изготовления

Определяемся с размерами

Один из важнейших этапов на стадии планирования. От размера зависит вместимость, грузоподъемность и вес. Очень важно соблюдать правильные габариты, чтобы лодка была устойчивой на воде.

Их можно менять на свое усмотрение, но в пределах разумного:

  • Длина всей конструкции. Длина может колебаться от двух до четырех метров. Если судно рассчитано на одного, то длина должна быть 1.8 – 2.5 метров. Два человека – примерно 3 метра. Три человека – 3.5 – 4 метра. Лодка длиной 3 – 4 метра вполне может выдержать до 5-6 человек, вопрос здесь больше в комфорте.
  • Ширина. Тоже один из основных критериев. Средние показатели ширины 1 – 1.5 метров. Чем больше ширина, чем устойчивее чудно. С другой стороны, чем больше ширина, тем меньше маневренность. Необходимо найти золотую середину. Она для каждого разная в зависимости от тела человека, груза, который будет перевозиться, а также длинны всей конструкции.
  • Высота борта. Средняя и рекомендованная высота борта – 50 сантиметров. Опять же сделать её можно как выше, так и ниже, в зависимости от желания.

Именно отталкиваясь от данных габаритов, необходимо будет делать все детали в дальнейшем. На глаз определить эти габариты сложно, поэтому лучше всего сделать чертеж для наглядности.

Переходя к чертежам сразу нужно сказать, что необязательно иметь талант к черчению. В данный момент чертеж можно сделать, не имея подобных навыков онлайн в Интернете. Можно сделать трехмерную модель, которая будет соответствовать всем требованиям и желаниям.

На чертеже помимо основных размеров нужно сразу определиться с размерами других, более мелких, но не менее важных деталей. Лучше всего сделать чертежи и для них отдельно, чтобы в дальнейшем не пришлось их подгонять.

Базовые плоскости, необходимые для построения теоретического чертежа корпуса лодки

Необходимые материалы и инструменты

Разобравшись со всеми теоретическими вопросами, переходим к практике. Сбор всех инструментов и материалов и подготовка их к работе финальная часть подготовки, поэтому к данному процессу необходимо отнестись с особенной внимательностью.

Рассмотрим перечень инструментов и инструментов, которые понадобятся при сборке:

Лучше всего брать древесину, которая как минимум год пролежала в сухом месте на ровной поверхности

Доски, которые послужат основным материалом. Лучше всего выбрать сосну или ель. Она отлично подходит для подобных целей благодаря своим характеристикам. Доски должны быть без трещин и выпадающих сучьев. Многие считают, что доска должна быть вообще без сучков, но это заблуждение. Они никак не повредят лодке, если крепко держаться. Проверить это можно ударив по ним молотком или даже кувалдой. Подобный краш-тест во многих сразу вселяет понимание всей ситуации. Помимо этого лучше всего брать древесину, которая как минимум год пролежала в сухом месте на ровной поверхности.

  • Полиуретановый клей.
  • Гвозди. Понадобятся гвозди разной длины, в большом количестве. Но нужно понимать, что часто их можно будет заменить шурупами.
  • Шурупы. Как и гвозди, они должны быть разной длинны.
  • Шуруповерт и дрель. Шуруповерт подойдет любой, а вот дрель необходима не очень мощная, чтобы она не расколола древесину. Можно использовать даже ручную дрель. Не рекомендуется заменять дрель перфоратором.
  • Электролобзик.
  • Наждачная бумага.
  • Рулетка.
  • Пакля.
  • Водоотталкивающая краска (в большом количестве).
  • Кисти для нанесения краски.
  • Смола. Ею можно заменить клей, хотя работа с ней требует большего внимания и умения.
  • Шприц, для нанесения клея в труднодоступные места.
  • Паракорд. Понадобится для придания бортам необходимой формы. Можно заменить другими плотными веревками, которые способны выдерживать большие нагрузки.
  • Листы металла (могут послужить отличным дном для лодки, а также при их помощи можно хорошо скрепить некоторые детали).
  • Антисептик. Понадобится для пропитки древесины.
  • Лак. Желательно использовать качественный лак для яхт.
  • Это основной перечень того, что пригодится при сборке. Помимо этого в процессе могут пригодиться другие инструменты. Например, ножовка, молоток, зажимы и прочее.

    Подбор досок для обшивки днища лодки-плоскодонки

    Процесс изготовления

    Переходим к самому интересному, процессу изготовления. Представим его в виде пошаговой инструкции.

    Тут нет места спешке и недочетам, поэтому делаем все предельно внимательно и четко:

    Заранее подготовленная деталь по чертежам, которая послужит задним бортом, теперь должна отлично подходить по габаритам

    Первый этап изготовления всех деталей по чертежам и их подготовка. Сюда входит подготовка бортов. Две широкие (которые послужат бортами) необходимо подготовить, убрав с них опасные места. Для этого пригодится напильник и наждачная бумага.

  • Далее с одной стороны каждой доски отпиливаем край под углом в 45 градусов. С заиленных концов снимаем фаску таким образом, чтобы при соприкосновении обе доски идеально подходили друг к другу и не имели зазора. Это будет носовая часть лодки.
  • Теперь необходимо закрепить их в таком положении. Для этого переем треугольный брусок и с внутренней стороны плотно прикладываем на стык. При необходимости все подгоняем и намертво скрепляем борта с данным бруском при помощи гвоздей или шурупов. Для того чтобы эти места не протекали, края соприкасающихся досок необходимо пропитать сначала антисептиком, а после смолой или клеем, а только после скреплять.
  • Теперь бортам необходимо придать необходимую форму. Необходимо взять паракорд и обвязать его вокруг бортов придавая желанную форму. Чтобы все получилось, внутри устанавливаем распорки, которые должны быть такой же ширины, как и ширина будущего судна. Сделать все самому на этом этапе сложно, поэтому лишняя пара рук не помешает.
  • Придав бортам форму, можно переходить к задней части лодки. Заранее подготовленная деталь по чертежам, которая послужит задним бортом, теперь должна отлично подходить по габаритам. Крепко прикрепляем её к бортам при помощи клея, а также гвоздей или шурупов.
  • Теперь, когда основа лодки готова, можно переходить к созданию дна. Его можно сделать из листов металла или из дерева.
  • В случае с металлом, вырезаем лист, который по размерам будет на несколько сантиметров шире дна лодки, и крепим это к бортам. Важно понимать, что именно на этих стыках чаще всего бывают протечки. Поэтому для крепежа не жалеем клея или смолы на стыках, а шурупы или гвозди забиваем на расстоянии 1.5 – 2 см друг от друга по всем контуру. Для надежности и лучшей защиты от протекания на стыках можно использовать паклю. Выступающий по краям металл при помощи молотка плотно загибаем к бортам.
  • В случае с деревянным дном все немного сложнее. Лучшего всего делать его из одной широкой доски, которая может закрыть сразу все дно. Придаем ей необходимую форму и поступаем с ней, так же как и в случае с металлом.
  • На этом этапе лодка уже почти готова. Теперь необходимо обработать её антисептиком, устранить все возможные зазоры, через которые может поступать вода и покрасить в несколько слоев водоотталкивающей краской. Далее покрываем все это лаком для яхт. Перед нанесением каждого нового слоя, необходимо предыдущему дать полностью высохнуть.
  • Последний этап – внутренняя отделка. Можно установить скамейки, подставки для ног и другие «фишки», которые только пожелает конструктор.
  • Тестирование лодки

    После создания и сбора судна переходим к его тестированию.

    Тестировать лодку можно по-разному, но лучше всего во сколько этапов:

    • Первый тест на проверку водонепроницаемости можно сделать во дворе. Для этого переворачиваем лодку и устанавливаем её на какую-то опору (стулья, скамейки, стол). Далее выливаем на неё большое количество воды. Для этого лучше всего использовать шланг и «поливать» минут 5 -10. После этого лодку можно перевернуть и проверить, попала ли внутрь вода.
    • Теперь, зная, что шхуна не пропускает воду, можно перейти к выходу на большую воду. Точнее говоря испробовать её в деле. Настоятельно рекомендуется первые полчаса не выплывать на большую глубину, ведь если что-то сделано не так и лодка начнет быстро набирать воду, достать на мели её куда легче.

    Настоятельно рекомендуется первые полчаса не выплывать на большую глубину

    Блиц-советы

    Давайте рассмотрим несколько советов, которые могут пригодиться новичку в нелегком деле конструирования и сборки:

    • При сборке не стоит жалеть материалов. Например, при скреплении бортов с дном лодки стоит потратиться лишнее время, но плотно пройтись по всем стыкам клеем или смолой. В дальнейшем подобные погрешности исправить будет очень сложно.
    • Делать с запасом. Лишние части всего можно убрать, например, отпилить брусок в носу лодки. Это касается и всех остальных деталей.
    • Перед тем как использовать большие гвозди или шурупы, желательно сделать для них отверстия при помощи дрели. Это позволит предотвратить появление трещин.
    • Не стоит скупиться на материалы. Чем качественней древесина, тем дольше и лучше она прослужит в дальнейшем.

    Самодельные лодки из фанеры

    Приобрести готовую лодку сможет не каждый, поскольку цены очень кусачие. К тому же, не все конструкции отвечают запросам различных клиентов. Если взять надувные лодки, то это не очень надежные модели, поскольку могут запросто повредиться в сложных условиях. А это означает, что они не очень надежные. В таких случаях принимается решение на изготовление лодки своими руками из фанеры. Строительство маломерного плавсредства, начинается с зарисовок, которые потом трансформируются в весьма профессиональные чертежи.

    Читайте также:  Ловля сома на донку — снасть, приманка, прикормка и техника ловли, как сделать самому

    Это увлекательный процесс и он под силу только тем рыбакам, которые находятся в постоянном творческом поиске. Кроме этого, построение лодки – это как фактор самоутверждения. Но если посмотреть на процесс серьезно, то ведь сложного ничего нет.

    Лодка своими руками из фанеры

    Небольшое плавсредство, которое в состоянии взять на борт 2-3 рыболова, имеющее не большой вес, можно легко сделать из фанеры, как одного из самых доступных строительных материалов. Причем, лодка может передвигаться как при помощи весел, так и с помощью лодочного мотора или паруса. Для этого не потребуется особой, профессиональной подготовки, что вполне посильно даже новичкам.

    Фанера является достаточно прочным материалом, для того, чтобы построить маленькое судно, не говоря уже о дорогостоящих яхтах, где при их изготовлении широко используется и фанера. Кроме этого, она просто поддается обработке, при применении электрических или ручных приспособлений.

    Кроме этого, если на такую лодку установить мотор, то она может развить солидную скорость при не плохих ходовых характеристиках. К тому же, фанерная лодка на много надежнее надувной лодки.

    Материалы и инструменты

    Во-первых, придется подобрать соответствующее по пощади, помещение, где могла бы свободно разместиться лодка. Желательно, чтобы помещение отапливалось, так как все работы могут происходить зимой. Летом, вряд ли кто-нибудь начнет строить лодку: летом нужно уже плавать на ней. Мало того, помещение должно быть вентилируемым, с возможностью поддержания оптимального температурного режима. Поскольку работать придется с деревом, то влажность должна быть оптимальной.

    Чтобы начертить схему, нужно иметь:

    • чертежные принадлежности;
    • карандаши;
    • резинки;
    • лекала;
    • линейки и треугольники;
    • рейсшина;
    • картон и чертежная бумага;
    • клей для бумаги;
    • калькулятор.

    На этапе постройки потребуется:

    • электролобзик;
    • молоток;
    • топор;
    • струбцины (до 10-ти шт, не меньше);
    • кисточки, шпатели (металлические и резиновые);
    • шуруповерт;
    • электро и ручной рубанок;
    • отвертки;
    • стамески;
    • степлер;
    • циркулярная и ручная пила.

    Материалами для изготовления могут послужить:

    • фанера (лист 1,5х1,5 метра), толщиной 4-5 мм;
    • доски сосновые или дубовые;
    • стеклоткань для оклейки корпуса лодки;
    • шпаклевка для заделки щелей;
    • водонепроницаемый клей;
    • олифа или водоотталкивающая пропитка для дерева;
    • краска масляная или водостойкая эмаль;
    • гвозди, шурупы, саморезы;
    • металлическая полоса, металл для различного крепежа.

    Основные размеры лодки

    Если использовать фанеру, толщиной 5 мм, то оптимальными окажутся такие ее размеры:

    1. Общая длина плавсредства – 4,5 метра.
    2. Ширина плавсредства (в самом широком месте) – 1,05 м.
    3. Глубина лодки – 0,4 метра.

    Из чего состоит лодка

    Лодка состоит из узлового элемента – киля, который служит базой и к которому крепятся прочие элементы лодки. Нос лодки называется форштевнем и с обратной стороны находится ахтерштевень. С помощью этих компонентов лодке придается продольная жесткость. Подобные детали конструкции могут быть выполнены как из цельного отрезка дерева или отдельных составляющих, соединенных способом склеивания, а так же сбитых гвоздями или скрученных шурупами.

    Форма корпуса определяется наличием поперечных силовых элементов, которые называются шпангоутами. Доски, соединенные со шпангоутами, форштевнем и ахтерштевнем, формируют борта лодки.

    Если этот остов обшить фанерой, то получится лодка. Внутри лодки настилается настил – слань, который является нижней палубой, чтобы защитить дно лодки.

    Лодки из фанеры под мотор

    Лодки под мотор особо не отличаются своими конструкционными соображениями, по сравнению с лодками, предназначенными для движения под веслами или под парусом. Отличие заключается лишь в организации места для крепления двигателя. Как правило, на корме крепится транцевая доска, где и устанавливается лодочный мотор.

    Отдельные конструкции маломерных судов оснащают и другими элементами, такими как кокпит, палубные стрингеры, боковые стрингеры и др. Для улучшения устойчивости и непотопляемости, в плавсредствах предусматриваются специальные промежутки, которые заполняются монтажной пеной. Подобный подход позволяет исключить возможность затопления лодки, если она опрокинется.

    Рабочие чертежи лодки

    Вся работа по постройке лодки начинается с чертежей, которые должны быть составлены профессионально. Если этого сделать невозможно, то можно обратиться за помощью в Интернет, где можно подыскать уже готовые чертежи. Главное, чтобы они соответствовали основным воображениям. Но и здесь нужно быть внимательным, чтобы не пропустить основные этапы по сборке лодки и изготовлению дополнительных узлов.

    Как правило, большинство чертежей рисуется на миллиметровой бумаге. Это даст возможность детально просчитать все узлы конструкции.

    Большой эскиз чертежа можно нарисовать по следующему алгоритму:

    • Проводится линия, которая условно делит лодку на две части. При этом учитывается тот факт, что две части, левая и правая должны быть симметричными и абсолютно одинаковыми.
    • Проведенная линия делится на несколько равных отрезков. Впоследствии, на этих участках будут установлены шпангоуты.
    • Рисуется как вертикальное отображение, так и проекция сверху.
    • По поперечным отметкам вычерчиваются формы шпангоутов.
    • Проверяются основные размеры всех составляющих в масштабе.
    • Форма шпангоутов вычерчивается в масштабе 1:1 на картоне или толстой бумаге.
    • Гибкие линии формы лодки вычерчиваются с помощью линейки или лекала.

    Полученный рисунок складывается вдоль прочерченной линии для проверки на симметричность. Обе части должны безупречно повторять друг друга.

    Перенос рисунка на деревянную заготовку

    После очередной проверки чертежей на правильность, их переносят на картон. Толстая и жесткая бумага облегчит этап переноса чертежей на заготовки. Рисунок переносится на заготовку с учетом всех контуров и обводов в точности, как он начерчен, без всевозможных напусков, уменьшений и увеличений размеров.

    При копировании рисунков следует учитывать направление волокон древесины. В данном случае, все зависит от конструкции элементов лодки. Если элемент изготавливается из фанеры, то слои фанеры сами по себе расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.

    Что касается изготовления футоксов, то их можно сделать и больше, по высоте, поскольку их потом можно будет обрезать.

    Технологические этапы изготовления

    Чтобы построить лодку из фанеры своими руками, нужно проделать следующие шаги:

    • перенести рисунок на шаблон;
    • перенести рисунки из шаблонов на дерево;
    • установить киль и закрепить форштевень;
    • закрепить шпангоуты;
    • закрепить охтерштевень и транцевую доску (для мотора);
    • обшить днище фанерой;
    • обшить борта;
    • загерметизировать стыки и стрингеры;
    • пошпаклевать и покрасить корпус лодки.

    Корпус лодки

    Остов лодки и его корпус собираются из заготовленных деталей. Процесс сборки должен проходить аккуратно и внимательно, во всех плоскостях.

    Шпангоуты к килю крепятся сначала предварительно и лишь только после очередного контроля закрепляются окончательно. Причем, крепление должно быть надежным, поскольку лодку придется переворачивать перед обшивкой ее фанерой.

    Собираем внутренний контур футоксов

    Крепость конструкции, в том числе и бортов, зависит от того, насколько надежное крепление футоксов. Футоксы являются составной частью конструкции шпангоута, который состоит из флортимберса и двух футоксов.

    Флортимберс – это нижняя часть шпангоута, которая предназначена для закрепления к килю. Футоксы – это боковые части шпангоутов, к которым крепятся борта лодки. Места креплений футоксов и флортимберса конструктивно выполнены несколько шире, что увеличивает устойчивость всей конструкции. Особенно это важно для плавсредств, где будут установлены двигатели, которые увеличивают нагрузку на конструкцию в целом и при движении в частности.

    Материал для форштевня

    Форштевень имеет непростую форму, что обусловлено нагрузками, действующими на него в процессе движения лодки. Одним из самых подходящих материалов для его изготовления может послужить дуб, но, в крайнем случае, можно воспользоваться и вязом.

    Повезет, если удастся отыскать отрезок подходящего дерева, имеющего природный изгиб. Если такой возможности нет, то можно изготовить форштевень из отдельных элементов, методом склеивания. Если хочется иметь цельную конструкцию, то нужно взять топор и другие инструменты, и вырубить его согласно форме лодки.

    Конструкция киля

    Киль является самым простым компонентом конструкции лодки, и представляет из себя типичную доску, толщиной 25-30 мм и длиной 3,5 м.

    Бортовые доски

    Для этого, выбирают здоровые, ровные и без сучков доски, 150 мм в ширину и до 5 м в длину.

    Изготовление транца

    Транец предназначается для крепления лодочного мотора. Доска для транца должна иметь толщину 25 мм. Если используется фанера, то лучше склеить несколько слоев, чтобы в итоге получилась подходящая толщина (20-25 мм). Основание для крепления мотора должно быть жестким, поэтому его толщина не должна быть меньше 20 мм. Если необходимо, то транцевая доска усиливается сверху деревянным бруском. В данном случае, все зависит от способа крепления лодочного мотора.

    Изготовление каркаса лодки

    Каркас собирается в следующей последовательности:

    • устанавливается киль;
    • устанавливаются штевни;
    • размечаются места установки шпангоутов;
    • установка шпангоутов;
    • крепеж шпангоутов, штевней и транца к боковым доскам;
    • проверка правильности установки всех элементов, перед окончательным их креплением;
    • места соединения элементов конструкции желательно обработать водостойким составом или олифой.

    Обшивка лодки фанерой

    Согласно рабочего чертежа, из фанеры вырезаются заготовки для обшивки корпуса лодки.

    • каркас лодки опрокидывается вверх дном;
    • все поверхности киля и шпангоутов обрабатывают наждачной шкуркой и делают их абсолютно ровными;
    • детали дна лодки устанавливают на свое место и закрепляют с помощью степлера, после чего места крепления пробивают гвоздями;
    • бортовые элементы обшивки для начала примеряют, а потом крепят аналогичным образом, как и при креплении днища;
    • при проклейке заготовок, следует обращать внимание на направление волокон внешного слоя фанеры. Они должны располагаться вдоль, а не поперек лодки.

    Работа с клеем

    Работы с клеем направлены на то, чтобы получить прочную конструкцию, а при случае, заполнить им швы или трещины. При работе с фанерой, проклеиваются все места соединения заготовки с килем и шпангоутами. После пробивки гвоздями, клеем заполняют зоны соединения фанеры с несущими элементами, если они не прилегают плотно.

    Для улучшения прочности и ходовых качеств плавсредства, фанерная обшивка обклеивается стеклотканью. Подобная защита деревянной конструкции повышает долговечность лодки. Стеклоткань одинаково распределяется по плоскости обшивки, при этом не желательны складки или появление пузырей, что указывает на плохое качество работы. Ткань клеится от киля, по направлению к бортовым доскам.

    Покраска

    Как только поверхность лодки хорошо просохнет, приступают к следующему этапу – шпаклевке и покраске. Отлично подойдут готовые шпаклевочные смеси на искусственной основе. Красится лодка в два этапа: сначала наносится грунтовочный слой, а затем один или два слоя краски.

    Регистрация плавсредства

    Чтобы зарегистрировать лодку собственного изготовления, следует предоставить в Госинспекцию по маломерным судам, следующие документы:

    • паспорт;
    • индивидуальный номер налогоплательщика;
    • согласованный и подписанный инспектором Акт первичного технического освидетельствования плавсредства с заключением о годности его к эксплуатации;
    • расчетные чеки на материалы, которые были использованы в процессе постройки;
    • квитанции об уплате госпошлины за регистрацию;
    • регистрационную карточку;
    • заявление на регистрацию.
    Читайте также:  Какая мормышка лучше? 10 лучших мормышек на окуня

    Образцы всех документов с предполагаемой суммой платежей, можно найти в интернете.

    Построить лодку из фанеры не очень сложно, тем более, если имеется опыт работы с деревом и фанерой. Гораздо сложнее ее будет зарегистрировать, к великому сожалению. Это связано с тем, что госучреждения не хотят разделять ответственность, вместе с любителями самодельных конструкций. Идеальный вариант, это использование самодельного плавсредства где-нибудь в глубинке, подальше от всевозможных инспекций.

    Лодки – самоделки для рыбалки

    Шальная мысль о том, чтобы смастерить лодку собственноручно приходила в голову не одному рыбаку. Выполнить это нелегко, но вполне возможно. При желании можно изготовить из фанерных листов лодку.

    Проблематично ли смастерить лодку самому?

    Исходя из практики, можно смело утверждать, что самому сделать лодку с хорошими инструментами возможно в пределах 4 часов работы.

    Сделанная фанерная лодка даёт такие преимущества:

    • Фанера хороший тёплый и лёгкий материал;
    • Вместимость больше по сравнению с резиновыми лодками таких же габаритов;
    • В деревянной лодке не ощущается дискомфорт.

    Потребуется фанера. Найти нужные фанерные листы и приобрести труда не составит. В работе она практична и удобна. Лодки – самоделки, которые популярны у рыбаков.

    Приступаем к реализации проекта

    Начинать всегда надо с продумывания общей конструкции лодки. Набросайте эскиз, чертёж будущей лодочки. Заготовьте высушенную доску 25 мм и фанерные листы толщиной в 6 мм. На корму и борта потребуется доски шириной 30,5 см. Для изготовления распорок и мест сидений берутся доски с шириной 25 мм. Длина заготовок 86,4 см. Размеры нужно соблюдать, потому что вся конструкция скрепляется саморезами. Сделать заготовки по заданным размерам сделать несложно, так как они просты по геометрии. Обратите внимание на подгонку поверхностей на стыках и оборку лодки. Зазоры допускаются в минимальных значениях. В качестве крепежа используются саморезы:

    На обшивку лодки пойдут саморезы толщиной 3 мм и длиной 18 и 26 мм. На остальные элементы лодки используются саморезы толщиной 4 и 5 мм при длине 60 и 64 мм.

    На лодочное дно пойдёт 6 мм фанера. Обеспечьте хорошую гидроизоляцию между днищем и элементами корпуса. Можно использовать герметик или специальные клеи. Если клея нет, то вполне подойдёт и масляная краска.

    Саморезы вкручиваются с шагом 4 см. Швы с наружной стороны аккуратно оклеить перкалью ли полотном на клей «АК-20». Для обеспечения устойчивости дна лодки к нагрузкам установите обрешётку из реек сечением 5х2 см между установленными распорками.

    Красим лодку

    Окраска фанеры корпуса лодки очень важный и ответственный момент. Правильно это делается в такой последовательности:

    • Корпус грунтуется. Олифа должна быть натуральной. Олифа нагревается до температуры кипения и сразу же снимается с поверхности плиты. Толстой кистью нанесите горячую олифу на все деревянные элементы корпуса лодки по наружной и внутренней поверхности;
    • После грунтовки олифой следует дождаться полного впитывания в древесину;
    • Производится окрашивание лодки.

    Хорошее сочетание цветов – белый и красный. Днище до ватерлинии окрашиваете в белый цвет. Выше идёт уже красный цвет. Внутри лодку можно окрасить в зелёный цвет светлых тонов.

    Лодка находится в воде и поэтому требования к краске особые. Как получить краску с необходимыми характеристиками? Красный цвет можно получить за счёт применения свинцового сурика. Белые тона дадут свинцовые или цинковые белила. Лодки самоделки стоит хорошо обрабатывать, чтобы они не погнили.

    Разводится это натуральной олифой с таким расчётом, чтобы можно было наносить ещё 2-3 слоя покрытия. Жидкая краска ложится лучше на поверхность, хорошо растекается и образует покрытие ровное и прочное. Мягкие кисти по типу флейц должны быть широкими. Некоторые «мастера» используют для покраски лодок нитрокраски. Это делать не желательно. Срок службы такой лодки сократится на порядок.

    Моменты, на которые следует обратить внимание

    Для самодельной моторки предусматривается место крепления двигателя. Дешевле и проще использовать вёсла. Материалом для вёсел служит берёзовая доска толщиной 35 мм. Шип с ручкой устанавливается на конец веретена. Латунными накладками защищаются кромки лопастей. После этого можно весло грунтовать и покрасить. Лодки самоделки могут быть оформлены по-разному.

    Фанерная лодка по своей «живучести» превосходит пластиковые и резиновые аналоги. Прослужит такая лодка от 15 до 20 лет. Сделайте лодку своими руками и наслаждайтесь рыбалкой.

    Лодка для рыбалки своими руками

    Самодельные лодки для рыбалки может соорудить практически каждый мастер. Нужно просто правильно выбрать материал и соединить его по схеме. Применять такое приспособление можно не только для ловли рыбы, но и для прогулок по водоему. Приобрести изделие в магазине тоже можно, но продается оно не везде, да и стоимость совсем не радует. Во время изготовления изделия необходимо все детали фиксировать надежно, прочно. Ни один стык не должен пропускать воду. Также следует рассчитать максимальный вес людей, которых будет перевозить лодка для рыбалки.

    Изготовление лодки из дерева и фанеры

    Чаще всего пользователи интересуются, как сделать лодку самому из классических древесных материалов. Для этого сначала необходимо подобрать соответствующий чертеж. Также понадобятся фанерные листы толщиной в 0,5 см.

    Сделать лодку своими руками можно по следующей технологии:

    1. Сначала следует нарисовать бумажные шаблоны по выбранному чертежу, нанести контуры на фанеру.
    2. Вырезать фрагменты можно при помощи электрического лобзика или пилы с мелкими зубьями. При этом особое внимание следует обратить на углы, которыми части будут стыковаться на торцах.
    3. Крепление шпангоутов и транцев. Для этого можно использовать клей или оцинкованные шурупы.
    4. Фиксация бортов, днища. Тут тоже понадобится специальный сильный водоустойчивый клей. Дополнительно дно изнутри лодки укрепляется настилом из реек. Абсолютно все детали должны подходить друг другу по размерам. Фаски тех частей, которые будут соприкасаться, необходимо снять так, чтобы между поверхностями не было зазора.
    5. Проклейка швов, усиление углов. Для того чтобы соединения не пропускали влагу, их нужно хорошо герметизировать. Тут понадобится аэросил, эпоксидная смола.
    6. Крепление уключины и сидений.
    7. Шлифовка внешней поверхности. Это производится, как только изделие полностью просохнет.
    8. Пропитка самоделки для рыбалки защитным составом, ее покраска. Лучше использовать специальную краску, которая предназначается для деревянного судна.

    Чтобы увеличить прочность изделия, необходимо сделать задний борт и шпангоуты из нескольких слоев материала. Если лодка будет оснащена мотором, то тот борт, на который она будет устанавливаться, должен быть укреплен деревянными пластинами из твердых пород, а также дополнительно проклеен стеклотканью.

    Как сделать приспособление из пластиковых бутылок

    Чтобы соорудить домашний «катер», необязательно использовать дерево или фанеру. Построить приспособление можно даже из пластиковых бутылок. При этом сделанный аппарат будет не хуже держаться на воде и вполне подойдет для рыбной ловли (кроме того, мастер потратит на нее меньше сил и времени, а также средств).

    Для работы понадобятся следующие материалы и инструменты:

    • бутылки (маленькая емкость тут не подойдет, лучше брать изделия, рассчитанные на 2 литра);
    • клей и скотч (они должны иметь устойчивость к воздействию влаги);
    • проволока;
    • канцелярский нож или ножницы;
    • фанера;
    • деревянные или металлические поперечины.

    Предварительно тара очищается от этикеток. Далее ее нужно сделать более жесткой. Для этого бутылки кладутся в морозильную камеру, плотно закручиваются, а потом ставятся в тепло. Крышки нужно дополнительно зафиксировать клеем, устойчивым к влиянию воды.

    Из тары нужно сформировать «бревна». Соединить элементы можно импровизированной муфтой, которая вырезается с центра пустой бутылки. Фиксируются элементы донышком. При этом в выемки одной тары должны заходить выступы другой. Далее заготовка фиксируется клеем и скотчем. Теперь нужно отрезать верхние части от двух бутылок и надеть их на горлышки уже готовой конструкции. Таким способом делаются остальные бревна.

    Из этих изделий, собранных по 8 штук, делаются поплавки. Соединить фрагменты можно прочной проволокой. Между собой поплавки фиксируются деревянными брусками. После того как поперечные части будут готовы, можно крепить к ним фанерное дно.

    Для придания красивого внешнего вида изделию можно обшить его фанерными или металлическими листами.

    Особенности сооружения лодки из дюралюминия

    Среди всех рыболовных приспособлений, лодка — самая заветная мечта рыбака. Причем судно может быть совсем небольшое. Например, складные модели можно брать с собой на ловлю с наименьшим шансом не вместить их в автомобиль. Чаще всего такие конструкции делают из дюралюминия.

    Дополнительно понадобится прорезиненная ткань, накладки и заклепки, дерево, грунтовка, дерево, краска.

    Монтаж таких изделий предусматривает несколько этапов:

    1. Подбор материала. Необходимо 4 фрагмента для бортов и 2 для днища. Также понадобится 3 поперечины: 2 распорки, обеспечивающие надежность конструкции, и 1 сиденье.
    2. Вырезание фрагментов, их подгонка и подгибка.
    3. Изготовление отверстий для заклепок. Расстояние между ними не должно превышать 2 см. Все места, где были установлены заклепки, необходимо густо промазать краской, чтобы герметизировать их.
    4. Для крепления сиденья используются оцинкованные крепежи.
    5. Грунтовка и покраска приспособления.

    С лодки такого типа лучше именно ловить рыбу. Для романтической прогулки он вряд ли подойдет. Для того чтобы не портить дюралюминий, лучше сделать сначала фрагменты из картона и подогнать их.

    При оснащении приспособления лодочными моторами, можно соорудить настоящий катер. Но он нужен не всегда.


    Самодельные лодки из фанеры: материалы и инструменты, чертежи и планировка, сборка корпуса, клеевые работы и окраска

    Несмотря на обилие в профильных магазинах рыбацких и туристических лодок самых разных форм и размеров, многие все же интересуются, как сделать самодельную лодку из фанеры. Главная причина подобного интереса заключается, пожалуй, в неистребимой тяге наших соотечественников к созидательному труду.

    Пускай купить сегодня можно все, что угодно, но в самодельной шлюпке или швертботе, сделанных по чертежам чуть ли не из журнала «Рыболов», есть какое-то непередаваемое очарование.

    Изготовить лодку непросто, но вполне возможно

    В статье мы приведем несколько советов, используя которые, вы сможете довольно быстро научиться делать лодки — самоделки из фанеры.

    Материалы и инструменты

    Не так давно самодельные мини лодки из фанеры были весьма популярны. Это дало возможность отработать методики по их изготовлению, а также определиться с наиболее подходящими материалами.

    Конечно, сегодня перечень доступных лаков, пропиток и клеев для фанеры существенно шире, чем был даже десять лет назад – но для изготовления маломерного плавсредства своими руками нам ничего сложного не понадобится:

    • Фанера – самый главный компонент . Для изготовления лодок чаще всего используются листы из проклеенного натурального березового шпона толщиной около 5 мм. Отдельные детали, такие как шпангоуты или киль, вырезают из более толстого (10 – 15 мм) материала.

    Обратите внимание!
    Чтобы обеспечить бортам достаточную надежность, для обшивки следует использовать исключительно качественную фанеру, без трещин, расслоений, сучков и т.д.
    Конечно, цена материала первого или второго сорта будет выше, но зато вы будете уверены в безопасности вашей лодки.

    Кроме этого нам будут нужны специальные лаки и пропитки, защищающие древесину от набухания и гниения. Также стоит запастись стеклотканью или аналогичным материалом для проклейки всех швов. В качестве альтернативы стеклоткани можно использовать стеклопластик – тогда им будет оклеено все днище и борта.

    Читайте также:  Блесна Вильямс (Williams) на судака зимой

    Ну, и не нужно забывать о краске – ведь мы же хотим, чтобы наше судно было красивым!

    Что касается инструментов, то набор будет практически стандартным:

    • Пила по дереву.
    • Электролобзик с набором полотен разной длины.
    • Шлифовальная машинка.
    • Ручной инструмент (молоток, пассатижи, стамески и т.д.)
    • Струбцины для зажима фанеры при склеивании.
    • Кисти для пропитки, лакировки и окраски фанеры.

    Делаем лодку

    Чертежи и планировка

    Прежде чем приступить к работе, определяемся, какое именно судно нам нужно. На сегодняшний день в сети можно найти самые разные чертежи самодельных лодок из фанеры, так что ни в постройке плоскодонки для рыбалки, ни в сборке туристической байдарки ничего невозможного нет. Чертеж фанерной лодки

    Если же ни один из найденных чертежей нас не устраивает, можно заняться проектировкой самостоятельно.

    Правда, в этом случае от вас потребуются определенные навыки для расчета грузоподъемности, а то лодка может получиться исключительно декоративной.

    • Изучив доступные проекты самодельных лодок из фанеры, или изготовив собственный, переносим на бумагу контуры основных деталей.
    • Используя бумажные шаблоны, на листах фанеры рисуем линии, по которым будет проводиться выпиливание шпангоутов и листов для обшивки.
    • Если фабричная длина фанерных листов вас не устраивает (а так происходит в 99% случаев), то необходимо провести их сращивание. Для этого торцы фанеры стесываем под острым углом таким образом, чтобы длина получившегося скоса составляла 7-10 толщин самого листа.

    Сращивание «на ус»

    • Приложив скошенные части друг к другу, промазываем их клеем и зажимаем струбцинами. Такая методика носит название соединения «на ус».
    • Параллельно заготавливаем деревянные брусья, из которых будет делаться каркас нашей будущей лодки.

    Совет!
    Чтобы облегчить работу над проектом, можно собрать специальные козлы из брусьев сечением 50х50 мм.
    На этих козлах будет гораздо удобнее размещать все детали в процессе соединения, особенно если вы работаете без помощников.

    Сборка корпуса

    Когда все готово, начинаем работу:

    • Используя пилу по дереву или электролобзик, вырезаем заготовки по шаблонам из досок, брусьев и фанеры. Отступ от проектного размера не должен составлять больше 1 мм, иначе борта при сшивке «не сойдутся».
    • Транцевые части (задний борт) и шпангоуты склеиваем для получения нужной толщины и прочности. Клееные детали будут несколько тяжеловаты, но это не страшно!
    • Если планируется установка лодочного мотора, то транец стоит дополнительно проклеить стеклотканью и усилить доской из дерева твердых пород.

    Фото транца, деталей днища и бортов

    Совет!
    Для повышения прочности соединения шпангоуты и транцы можно дополнительно зафиксировать саморезами.
    При этом длина саморезов должна быть такой, чтобы острие не прошивало деталь насквозь.

    • Устанавливаем транец на предварительно сделанные козлы и начинаем крепить к нему днище и борта, сводя их на носу друг с другом.
    • Детали обшивки крепим либо с помощью шовного материала (если используется не очень толстая фанера), либо исключительно на клей, стесывая край фанеры под углом.

    Прошивка днища

    • На данном этапе очень важно, чтобы все элементы сошлись по размерам, поскольку для уменьшения щели придется разбирать всю конструкцию и частично подрезать шпангоуты.

    После «черновой сборки» можно приступать к проклейке.

    Клеевые работы

    Инструкция по проклейке и герметизации нашего судна имеет следующий вид:

    • Готовим смесь из эпоксидной смолы и аэросила (двуокись кремния). Компоненты смешиваем в промоции 1:1 с использованием насадки на дрель. Оптимальная консистенция смеси — как у густой сметаны.
    • Углы между днищем, бортами и транцем усиливаем с помощью деревянных галтелей – небольших уголков, обеспечивающих жесткость соединения.
    • Полосы из стеклоткани и стеклопластика наклеиваем на все швы изнутри, тщательно промазывая стыки эпоксидно-аэросильным составом.

    Обратите внимание!
    Поскольку большинство клеевых составов содержат летучие токсины, все лакокрасочные работы следует выполнять с применением средств защиты для органов дыхания!

    • После высыхания клея устанавливаем шпангоуты на выбранные места.
    • Для фиксации шпангоутов используем тот же клей. Если габариты судна достаточно велики, то с целью усиления конструкции шпангоуты следует дополнительно зафиксировать на дне и бортах полосами стеклоткани внахлест.

    Вклеенные шпангоуты

    • Укладываем настил на днище, крепим уключины, сидения и другие детали, предусмотренные конструкцией.
    • Если в лодке планируется обустроить кокпит (закрытое пространство в носовой части), устанавливаем крышку, фиксируя ее на бортах и шпангоутах.

    Дождавшись, пока вся конструкция просохнет, снимаем лодку с козлов, переворачиваем ее и шлифуем наружную поверхность. Затем обрабатываем эпоксидной смесью швы и проклеиваем днище стеклотканью.

    • Вначале тщательно обезжириваем все детали.
    • Затем обрабатываем древесину пропиткой. Здесь вполне подойдет состав для морских или речных судов от «Tikkurila».
    • Шпатлюем все плоскости, маскируя щели и неровности, а потом обрабатываем специальной грунтовкой.
    • Красить самодельные фанерные лодки можно практически любой краской, но если вы хотите обеспечить судну долговечность, то лучше использовать специальные пигментные смеси, предназначенные для обработки деревянных судов.

    Краска для плавсредств

    • Средний расход краски составляет 1 – 1,5 л/м 2 . Наносить ее лучше всего с помощью кисти, но допускается и использование краскопульта.

    Вывод

    Самодельная лодка из фанеры, изготовленная по данной технологии, будет вполне пригодна для выездов на рыбалку, семейных прогулок и т.д. Конечно, в открытое море выходить в ней не стоит, но как показывает практика, для больших рек и озер нашей страны такая конструкция является вполне надежной. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

    » Лодка своими руками для охоты и рыбалки | Белгород-Днестровский

    Всем здорова! Меня зовут Рома и я хочу вам рассказать как я со своими друзьями по охоте смастерили лодку из пенополистирола, эпоксидной смолы и стеклоткани. Носил я эту идею в голове долго, пвх лодка у меня уже старенькая да и качать ее по времени долговато и напряжно, другое дело снял с багажника и сразу на воду. Перечитал много статей и насмотрелся ютуба. И решено было начинать строить. Для начала приступили к созданию матрицы, которую решили сделать из пенополистирола. Для начала листы нарезали по размерам. Борта решено было делать 420мм.

    Листы склеивали между собой по родным замкам на клей для пенопласта.

    Набор по длине борта по началу был 4 метра. Потом приступили к днищу, ширина была задумана 900мм.

    После заготовки основных деталей начался процесс сборки каркаса лодки. Обдумав все варианты решено было начать сборку с задней части а именно с транца. Изготовили его по образцу того что стоит на моей пвх лодке. Весомым аргументом начинать с него было то что на него приходится основная нагрузка, при использовании с мотором. Поэтому он стал такой плитой которая давит на весь каркас лодки. К нему крепились борта и дно.

    По началу дно лодки было просто подложено на своё место для зазора, борта клеили на туже пену, прижимали саморезами по дереву. Для симетрии бортов и придачи формы пришло время носовой части. Сначала склеил 2 слоя 20мм фанеры и вывел угол захода борта, потом приклеил впереди трейтий слой так сказать упорный. Нос получился 60мм фанеры. Так же нарисовали форму носовой части, и вырезали её.

    Для равномерного формирования лодки использовались остатки полистирола, которые равномерно выставлялись от транца по бортам и фиксировались на саморезы через пластиковые шайбы. По той же схемы на пеноклей вклеили дно лодки.

    Полистирол использовали 3ку по кругу, по ходу дела решено было усилить дно внутри, добавив ещё слой 2ки.

    Пришло время брать напильник закруглять углы и выводить форму.
    Дальше по плану были закладные под сидения, они же придают жосткость нашей лодке.

    Изготовлялись они путем склеивания остатков полистирола.

    Пришло время привального бруса и закладных частей. Для привального бруса был выбран деревянный наличник шириной 40мм, для сидений 15фанера, под уключины деревянный вставки на толщину борта.

    Дальше следуя плану пришло время для поперечных реданов, они будут выполнять основную функцию это курсовая устойчивость но ходу ( что бы на скорости не ловить лодку), доп функция защита и придание жосткости нижней части дна.

    И опять напильник, без него не обойтись.

    Ну вот наконец то с формой лодки мы закончили. Занимались мы в основном по вечерам, ушло по времени около 3х недель. И дальше всё заглохло. Был перебой с поставкой эпоксидной смолы которая максимально нам подходила по своим свойствам, в течении месяца пришли материалы. Но с материалами пришла весна, всё разбежались по своим делам, и проект заглох до лета.
    Летом пришел товарищ с рейса тоже охотник, увидел заготовку лодки и решил себе тоже сделать по той же схеме. Матрицу он изготовил быстро, хотя он с утра до вечера по часам думаю тоже самое вышло. Но форма другая да и задачи другие у лодки. У Ваньки гараж по больше чем мой и по прохладней по этому продолжаем проект в его гараже.

    Укаткой в секлоткань мы занялись сообща, так как процесс очень трудоемкий, вдвоём тяжело было с наружной частью, на укатку внутренних частей лодки работали в три пары рук.
    Начинать нужно с нарезки стеклоткани по размерам и слоям, улаживая её на лодку, так же нужно ставить метки по которым ложится ровно слой за слоем. Чтобы не запутаться в слоях мы их наматывали на трубки в обратном порядке, тоже самое было проделано с стеклотканью на борта.

    Вот и пришло время к главному процессу в изготовлении лодки. В принципе сложного нет ни чего если бы не пару но))). Пробегусь по важным моментам данной процедуры.
    Мешать смолу и отвердитель нужно строго по весам.
    Разводить эпоксидную смолу в небольших количествах чтобы успевать ее использовать. В процессе работы будет понятно на какие части можно замешать по больше.
    Желательно(нужно) задуманные слоя стеклоткани укатать друг на друга не давая затвердеть придыдущему слою. Это придаст надёжности и долговечности изделию. Правильный процесс нанесения следующего слоя на отвердевшую поверхность очень трудоемкий.
    Рассчитать правильно слоя, усилить места нагрузки, углы носовая часть и т.д.

    Делали две лодки по очереди, сначала наружную часть Ваниной лодки, пока она сохнет, катаем мою, после полного отвердевания перетераем шлифмашинкой места стыковки стекло ткани и погнали ложить внутрянку внахлёст с наружным слоем, укатывать нужно так чтобы между слоями не было воздушных пузырей.

    Дальше подготовка к покраске. Перед покраской лодку нужно вымыть хозяйственным мылом, убрав пыль после обработки напильником))) и смыв налет после реакции смолы с отвердителем который образуется после отвердевания. После высыхания приступаем к покраске.

    И нанесение камуфляжа, так как лодка для охоты.

    Ссылка на основную публикацию